Особенности звучащей речи

Интонация — отличительный признак устной речи
 
В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.
 
Что же это за средства? Что они собой представляют?
 
Известный русский лингвист А.Б. Шапиро характеризует их таким образом: «…В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, — наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов (ср.: диезы, бемоли, синкопы и т. п.)».
 
Автор цитаты, называя тон, темп, тембр голоса, имеет в виду интонацию, которая играет значительную роль в устой речи.
 
Она состоит из нескольких компонентов.
 
1. Интонация состоит из повышения и понижения голоса — это мелодика речи.
 
2. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп.
 
3. Интонацию характеризует также ее тембр, который зависит от целевой установки и может быть мрачным, веселым, испуганным и т. д.
 
4. Паузы также часть интонации. Их очень важно делать в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания.
 
5. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное.
 
Пауза
 
Пауза (лат. pausa, от греч. pausis — «прекращение, остановка») — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи.
 
Когда мы говорим, то делим предложение на смысловые отрезки, такие паузы называются интонационно-логическими.
 
Логическая пауза может быть коварной волшебницей. От нее иногда зависит судьба и сама жизнь человека. Вынесли приговор: Казнить нельзя помиловать. Как поступить его исполнителям? Если прочитать Казнить/ нельзя помиловать, то осужденный прощается с жизнью. Если же прочитать Казнить нельзя/ помиловать, то жизнь ему сохраняется. Пример этот широко известен. Он приводится в различных учебных пособиях.
 
Есть паузы интонационно-синтаксические, они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза — на месте запятой, а самой длинной требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается пропуск слова.
 
Логическое ударение
 
Логическое ударение — это ударение смысловое, оно может падать на любое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно выделяет в предложении самое главное.
 
Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в сообщении, называют логическим ударением.
 
Возьмем, например, предложение Брат учится в школе.
 
Если выделить более сильным ударением первое слово, то подчеркнем, что в школе учится именно брат (а не сестра или кто-нибудь еще). Если выделить второе слово, то подчеркнем, что именно делает брат. Выделив логическим ударением последнее слово, подчеркнем, что брат учится в школе (а не в техникуме, университете и т. п.).
 
Виды интонации
 
Выделяют различные виды интонации: повествовательную, вопросительную, восклицательную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.
 
Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.
 
Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?
 
Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!
 

Источники:

1. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с.

2. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/182-poryadokslovvpredlogen...


Таким образом, фразу робота, расставив паузы, можно произнести по-разному:

1. Те перья поднимите тоже.
2. Те перья подними, те тоже.
3. Те перья под ними, те тоже.
4. Теперь я под ними, те тоже.
5. Теперь я, поднимите тоже.
6. Теперь я, подними те тоже.
7. Теперь я, под ними те тоже.