Что нужно знать о падежах?
Основные правила
При обучении падежам существительного важно понимать, что окончания существительных зависят от четырёх моментов:
- От типа склонения, которое определяется родом и окончанием существительного. К первому склонению относятся все слова, оканчивающиеся на -а, -я. В основном это существительные жен-ского рода (мама, комната, няня, земля), сюда же относится небольшая группа слов мужского рода со значением лица (папа, дядя, Саша, Вася). Ко второму склонению относятся все слова мужского и среднего рода (дом, конь, окно, солнце). К третьему склонению относятся существительные женского рода, оканчивающиеся на согласный и мягкий знак (дочь, мышь, помощь). Кроме того, в русском языке есть 10 так называемых разносклоняемых существительных (путь и 10 слов, оканчивающихся на -мя: имя, время, знамя, пламя, семя, вымя, стремя, темя, племя, бремя), которые имеют особую систему окончаний.
- От того, на твёрдый или мягкий согласный оканчивается существительное: о тетрадях, но о мышах. Различать мягкие и твёрдые согласные дети должны научиться раньше.
- От числа (единственного или множественного).
- От падежа.
Необходимо объяснить ребёнку, что нужно употреблять сло¬во в соответствующем падеже, чтобы правильно передавать смысл высказывания.
Вводить падежи мы рекомендуем постепенно, а не все сразу. Чтобы узнать падеж, надо задать вопрос к существительному. У каждого падежа есть свой вопрос.
- Именительный — Кто? Что?
- Родительный — Кого? Чего?
- Дательный — Кому? Чему?
- Винительный — Кого? Что?
- Творительный — Кем? Чем?
- Предложный — О ком? О чём?
Обучающие упражнения
При обучении можно использовать следующие упражнения.
Задай вопросы к существительному. Нет книги (Чего нет?)
- Я слушаю музыку.
- Она идёт к подруге.
- Он увидел обезьяну.
- Вы довольны поездкой.
- Я читаю газету.
- Он стоит около дома.
- Мы подарили ей игрушку.
- Они сидят на диване.
- Я ездила в Москву.
- Мы живём в Европе.
Задай вопрос и скажи, в каком падеже стоит существительное. Я люблю сестру (Кого я люблю?) — винительный падеж. Я люблю мороженое (Что я люблю?) — винительный падеж.
- Сестре нравится петь.
- Я ездила к подруге.
- Мы жили на севере.
- Она пришла из школы.
- Он встретился с другом.
- Я рисовала карандашами.
- Мы думали о родителях.
- Я рассказала всё брату.
- Девочка гуляет в парке.
- Я увидела кошку.
Родительный падеж
Предлагаем ряд упражнений для работы над родительным падежом.
Откуда мы всё берём?
Что около чего находится? (Упражнение на отработку родительного падежа с предлогом около. Для работы понадобятся любые сюжетные картинки. Вопросы задаём в зависимости оттого, что изображено).
Образец: Что около кошки? Около кошки дерево.
Чего здесь нет? Кого здесь нет? (Работа по картинкам. Вопросы задаём в зависимости от того, что изображено).
Образец: Здесь есть дерево? Нет, дерева здесь нет.
Что из чего сделано?
Образец: Чашка фарфоровая. Она сделана из фарфора.
Чего без чего не бывает?
Чего много, а чего мало?
Исправь ошибку.
Творительный падеж
При работе с творительным падежом можно использовать следующие упражнения.
Что с чем?
Образец: Пирожок с (мясо) — Пирожок с мясом.
Что рядом с чем (работа по картинкам)?
Образец: Что рядом с кошкой? Рядом с кошкой цветок.
Чем мы это делаем?
Образец: Чем мы едим суп? Мы едим суп ложкой.
Чем мы едим мясо (кашу). Чем мы пишем, рисуем? И т. д.
С кем мы встречаемся? Чем мы любуемся?
Винительный падеж
Для работы над винительным падежом можно использовать следующие вопросы:
Дательный падеж
Потренироваться в использовании дательного падежа можно, отвечая на следующие вопросы:
Все падежи
Когда освоены все падежи по отдельности можно предложить детям комплексные упражнения, например следующее:
Добавь слова осень, зима, весна, лето.
Источник: Акишина, А.А.Учимся учить детей русскому языку. 111 ответов на вопросы родителей / А. А. Акишина, Т.Е. Акишина. — 3-е изд., стерео¬тип. — М.: Русский язык. Курсы, 2014. — 200 с.