Что нужно знать о падежах?

Основные правила

При обучении падежам существительного важно понимать, что окончания существительных зависят от четырёх моментов:

  • От типа склонения, которое определяется родом и окончанием существительного. К первому склонению относятся все слова, оканчивающиеся на -а, -я. В основном это существительные жен-ского рода (мама, комната, няня, земля), сюда же относится небольшая группа слов мужского рода со значением лица (папа, дядя, Саша, Вася). Ко второму склонению относятся все слова мужского и среднего рода (дом, конь, окно, солнце). К третьему склонению относятся существительные женского рода, оканчивающиеся на согласный и мягкий знак (дочь, мышь, помощь). Кроме того, в русском языке есть 10 так называемых разносклоняемых существительных (путь и 10 слов, оканчивающихся на -мя: имя, время, знамя, пламя, семя, вымя, стремя, темя, племя, бремя), которые имеют особую систему окончаний.
  • От того, на твёрдый или мягкий согласный оканчивается существительное: о тетрадях, но о мышах. Различать мягкие и твёрдые согласные дети должны научиться раньше.
  • От числа (единственного или множественного).
  • От падежа.

Необходимо объяснить ребёнку, что нужно употреблять сло¬во в соответствующем падеже, чтобы правильно передавать смысл высказывания.

Вводить падежи мы рекомендуем постепенно, а не все сразу. Чтобы узнать падеж, надо задать вопрос к существительному. У каждого падежа есть свой вопрос.

  • Именительный — Кто? Что?
  • Родительный — Кого? Чего?
  • Дательный — Кому? Чему?
  • Винительный — Кого? Что?
  • Творительный — Кем? Чем?
  • Предложный — О ком? О чём?
 

Обучающие упражнения

При обучении можно использовать следующие упражнения.

Задай вопросы к существительному. Нет книги (Чего нет?)

  • Я слушаю музыку.
  • Она идёт к подруге.
  • Он увидел обезьяну.
  • Вы довольны поездкой.
  • Я читаю газету.
  • Он стоит около дома.
  • Мы подарили ей игрушку.
  • Они сидят на диване.
  • Я ездила в Москву.
  • Мы живём в Европе.

Задай вопрос и скажи, в каком падеже стоит существительное. Я люблю сестру (Кого я люблю?) — винительный падеж. Я люблю мороженое (Что я люблю?) — винительный падеж.

  • Сестре нравится петь.
  • Я ездила к подруге.
  • Мы жили на севере.
  • Она пришла из школы.
  • Он встретился с другом.
  • Я рисовала карандашами.
  • Мы думали о родителях.
  • Я рассказала всё брату.
  • Девочка гуляет в парке.
  • Я увидела кошку.

Родительный падеж

Предлагаем ряд упражнений для работы над родительным падежом.

Откуда мы всё берём?

Суп наливаю из (кастрюли)
Суп ем из (тарелки)
Мясо беру из (сковородки)
Молоко пью из (чашки)
Чай наливаю из (чайника)
Косточки вынимаю из (вишни)
 

Что около чего находится? (Упражнение на отработку родительного падежа с предлогом около. Для работы понадобятся любые сюжетные картинки. Вопросы задаём в зависимости оттого, что изображено).

Образец: Что около кошки? Около кошки дерево.

Чего здесь нет? Кого здесь нет? (Работа по картинкам. Вопросы задаём в зависимости от того, что изображено).

Образец: Здесь есть дерево? Нет, дерева здесь нет.

Что из чего сделано?

Образец: Чашка фарфоровая. Она сделана из фарфора.

Стакан пластмассовый. Он сделан из (пластмассы).
Тарелка бумажная. Она сделана из (бумаги).
Рюмка стеклянная. Она сделана из (стекла).
Каша рисовая. Она сделана из (риса).
Сыр делают из (молока).
Хлеб делают из (муки).
Компот варят из (фруктов).
Суп готовят из (овощей).
 

Чего без чего не бывает?

Стола без (крышки).
Стула без (спинки).
Телевизора без (экрана).
Компьютера без (программы).
Телефона без (трубки).
Окна без (стекла).
 

Чего много, а чего мало?

У нас много тетрадей, …
У нас мало…
 

Исправь ошибку.

У телевизора есть спинка.
У шкафа есть экран.
У стула есть программа.
У тетради есть мышь.
 

Творительный падеж

При работе с творительным падежом можно использовать следующие упражнения.

Что с чем?

Образец: Пирожок с (мясо) — Пирожок с мясом.

Торт с (крем)
Чайник с (носик)
Кастрюля с (крышка)
Чашка с (блюдце)
Тёрка с (дырочки)
 

Что рядом с чем (работа по картинкам)?

Образец: Что рядом с кошкой? Рядом с кошкой цветок.

Чем мы это делаем?

Образец: Чем мы едим суп? Мы едим суп ложкой.

Чем мы едим мясо (кашу). Чем мы пишем, рисуем? И т. д.

С кем мы встречаемся? Чем мы любуемся?

С кем мы встречаемся на улице (в детском саду, в школе, в церкви)?
Чем мы любуемся в парке (на улице, в музее, дома)?
 

Винительный падеж

Для работы над винительным падежом можно использовать следующие вопросы:

Кого и что мы видим, слышим, любим?
Куда мы ходим утром, днём и вечером?
При работе с предложным падежом вам помогут вопросы:
О чем мы думаем (говорим, пишем, читаем)?
Где мы едим, читаем, учимся, играем?
 

Дательный падеж

Потренироваться в использовании дательного падежа можно, отвечая на следующие вопросы:

Кому мы дарим подарки, рассказываем истории?
К кому мы ходим в гости?
 

Все падежи

Когда освоены все падежи по отдельности можно предложить детям комплексные упражнения, например следующее:

Добавь слова осень, зима, весна, лето.

Мы ждали….
Долго не было…
Мы рады…
Мы одеваемся тепло…
Мы поём песни об (о)…
Мы любим…
Мы довольны…

Источник: Акишина, А.А.Учимся учить детей русскому языку. 111 ответов на вопросы родителей / А. А. Акишина, Т.Е. Акишина. — 3-е изд., стерео¬тип. — М.: Русский язык. Курсы, 2014. — 200 с.