Поэтика северной "Горки"
Праздничное гулянье, получившее название «Горки», которое и поныне можно наблюдать в селе Усть-Цильма, — уникальное явление народного земледельческого календаря. «Горка» возникала как праздник три раза в году: на Николу-летнего, на Троицу, на Иванов день. В наши дни она «водится» и в Петров день, однако сами ее участники считают это нарушением обычая, потому что Петров день всегда был первым днем начала сенокосной страды.
Хороводы «Горки» воплощают единение человеческого и природного. Вечное движение природы запечатлено в сменяющих друг друга образах, уподобленных самой жизни, ее возрождению и обновлению.
Природа севера с ландшафтом открытого пространства позволяла человеку конструировать, создавать на этом фоне образы мироздания. И чтобы познать великую тайну универсальной гармонии, получить представление о порядке и необъятности вселенной, нужно было, наверное, разыграть ее на земле.
Геометрические построения «Горки» будто вычленяют из ритуального места (на берегу, у самой реки) еще более священные зоны, очерчивая их кругами, линиями, четырехугольниками, спиралями. Как будто невидимая рука чертит эти фигуры, и мир покоя и красоты, вселенской гармонии нисходит на землю в образе горочного хороводного действа.
Хороводная горочная композиция представляет собой последовательный ряд шести основных фигур. Их названия отражают пространственное построение, геометрический рисунок каждого хоровода: первая фигура— «столбы» (шествие), вторая фигура—«круг». Третья фигура называется «сторона на сторону», «стенка на стенку», или «на две стороны»; четвертая фигура — «на четыре стороны», пятая фигура — «большая вожжа», или «долга»; шестая фигура — «плетень». Медленные хороводы завершаются плясками «русского» — это седьмая плясовая фигура «Горки».
Фигурные построения хороводов доносят до нас древние представления о совершенстве космоса, красота которого выражена гармонией и числом. Быть может, хороводы «круг», «вожжа» и «плетень» свидетельствуют о стремлении воплотить нескончаемость движения, а другие — «сторона на сторону», «на две стороны», «на четыре стороны» — символизируют стабильность и пространственно-временную устойчивость.
В «Горке» воспроизводятся космогонические символы, универсальные и многозначные: круг — «…выражающий идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства»; две параллельные линии («сторона на сторону») — линии горизонта, где сходятся небо и земная твердь; квадрат («на четыре стороны») — образ «идеально устойчивой структуры, статической целостности, интегрирующей в себе основные параметры космоса»; спираль («плетень») — сферический вихрь-символ постоянно возвращающегося к себе движения и развития; спираль «растянутая» («большая вожжа») — ее динамическое, жизненное начало.
Источник: Татьяна Неклюдова. Журнал «Декоративное искусство СССР»,1984- № 4.