Декларация о пациент центрированном здравоохранении
Пациент центрированное здравоохранение – путь к справедливой, эффективной и оптимальной по затратам системе общественного здравоохранения
Системы здравоохранения во всем мире не могут быть эффективными, если они ставят во главу угла болезнь, а не пациента, необходимо вовлекать пациентов и стремиться к повышению приверженности к лечению, отказу от вредных привычек и введению самоконтроля. Пациент центрированное здравоохранение может стать самым эффективным и оптимальным по затратам путем к улучшению результатов лечения для пациентов.
Для нас, Международного Альянса Пациентских Организаций (IAPO), главным в пациент центрированном здравоохранении является то, что такая система отвечает нуждам и запросам (предпочтениям) пациентов и эффективна по результатам и стоимости. Такая система здравоохранения предполагает большую ответственность пациентов и оптимальное использование ресурсов здравоохранения, что ведет к улучшению результатов лечения, повышению качества жизни и оптимизации расходов на здравоохранение.
Приоритеты пациентов, семей и участников системы здравоохранения различны в каждой стране и для каждого заболевания. Но, несмотря на видимые различия, у нас есть общие цели и приоритеты. Мы считаем, что система здравоохранения, в центре которого стоит пациент, должна основываться на следующих пяти принципах:
1. Уважение
Пациенты и те, кто за ними ухаживает, имеют фундаментальное право на пациент ориентированное здравоохранение, которое уважает их личные нужды, предпочтения и ценности, а также их право на выбор и независимость.
2. Выбор и расширение прав и возможностей
Пациенты имеют право участвовать по мере своих сил и возможностей в качестве партнера в принятии решений по вопросам здравоохранения, влияющим на их жизнь, и несут за это ответственность. Это требует создания такой системы охраны здоровья, которая отвечала бы требованиям пациентов и давала бы им возможность осуществлять выбор при проведении лечения и в сфере управления здравоохранением, в котором учитываются нужды пациентов. В такой системе здравоохранения осуществляется поддержка пациентов и тех, кто за ними ухаживает, и достигается максимально возможное качество жизни. Пациентским организациям необходима поддержка. Именно они должны играть ведущую роль в вопросах поддержки пациентов и их семей, чтобы пациенты могли воспользоваться своим правом и сделать выбор, имея для этого достаточно информации.
3. Вовлечение пациентов в разработку политики здравоохранения
Пациенты и пациентские организации должны иметь право участвовать в принятии решений в области здравоохранения, активно и сознательно вовлекаться в процесс принятия решений на всех уровнях и, таким образом создавать ситуацию, когда пациент стоит в центре проблемы. Нельзя сводить участие пациентов к только выработке политики в области здравоохранения, но необходимо привлекать пациентов, например, к решению вопросов социальной политики, что, в конечном итоге, окажет влияние на жизнь пациентов.
См. заявление IAPO на https://www.iapo.org.
4. Доступ и поддержка
Пациенты должны иметь право пользоваться услугами здравоохранения, отвечающими состоянию их здоровья. Это подразумевает доступ к безопасным, качественным и соответствующим состоянию пациентов услугам, лечению, превентивной терапии и оздоровительным мероприятиям. Необходимо, чтобы все пациенты имели доступ к необходимым им услугам независимо от их состояния и социально-экономического статуса. Для того чтобы пациенты могли достигнуть наилучшего качества жизни, система здравоохранения должна отвечать на эмоциональные запросы пациентов и принимать во внимание не связанные со здравоохранением факторы, такие как образование, занятость и вопросы семьи, что оказывает влияние на выбор пациента и его поведение.
5. Информация
Точная, существенная и доступная информация важна для того, чтобы пациенты и те, кто за ними ухаживает, могли сделать ответственный выбор лечения и жизни с болезнью. Информация должна преподноситься пациентам в соответствующем формате, учитывая уровень грамотности, состояние, язык, возраст, понимание, способности и культуру.
См. заявление IAPO на www.patientsorganizations.org/healthliteracy.
Для создания пациент центрированного здравоохранения на всех уровнях и во всех странах Международный Альянс Пациентских Организаций (IAPO) призывает политиков, профессионалов здравоохранения, тех, кто предоставляет услуги, связанную со здравоохранением промышленность поддержать эти Пять Принципов и поставить их в центр политики и практики. Мы призывам все заинтересованные стороны создать необходимые структуры, привлечь достаточные ресурсы и обучение и обеспечить выполнение принципов, приведенных в данной декларации.