Декларация о пациент центрированном здравоохранении

Пациент центрированное здравоохранение – путь к справедливой, эффективной и оптимальной по затратам системе общественного здравоохранения

Системы здравоохранения во всем мире не могут быть эффективными, если они ставят во главу угла болезнь, а не пациента,  необходимо вовлекать пациентов и стремиться к повышению приверженности к лечению, отказу от вредных привычек и введению самоконтроля. Пациент центрированное здравоохранение может стать самым эффективным и оптимальным по затратам путем к улучшению результатов лечения для пациентов.

Для нас, Международного Альянса Пациентских Организаций (IAPO), главным в пациент центрированном здравоохранении является то, что такая система отвечает нуждам и запросам (предпочтениям) пациентов и эффективна по результатам и стоимости. Такая система здравоохранения предполагает большую ответственность пациентов и оптимальное использование ресурсов здравоохранения, что ведет к  улучшению результатов лечения, повышению качества жизни и оптимизации расходов на здравоохранение.

Приоритеты пациентов, семей и участников системы здравоохранения различны в каждой стране и для каждого заболевания. Но, несмотря на видимые различия, у нас есть общие цели и приоритеты. Мы считаем, что система здравоохранения, в центре которого стоит пациент, должна основываться на следующих пяти принципах:

1. Уважение

Пациенты и те, кто за ними ухаживает, имеют фундаментальное право на пациент ориентированное здравоохранение, которое уважает их личные нужды, предпочтения и ценности, а также их право на выбор и независимость.

2. Выбор и расширение прав и возможностей

Пациенты имеют право участвовать по мере своих сил и возможностей в качестве партнера в принятии решений по вопросам здравоохранения, влияющим на их жизнь, и несут за это ответственность. Это требует создания такой системы охраны здоровья, которая отвечала бы  требованиям пациентов и давала бы им возможность осуществлять выбор при проведении лечения и в сфере управления здравоохранением, в котором учитываются нужды пациентов. В такой системе здравоохранения осуществляется поддержка пациентов и тех, кто за ними ухаживает, и достигается максимально возможное качество жизни. Пациентским организациям необходима поддержка. Именно они должны играть ведущую роль в вопросах поддержки пациентов и их семей,  чтобы пациенты  могли воспользоваться своим правом и сделать выбор, имея для этого достаточно информации.

3. Вовлечение пациентов в разработку политики здравоохранения

Пациенты и пациентские организации должны иметь право участвовать в принятии решений в области здравоохранения, активно и сознательно вовлекаться в процесс принятия решений на всех уровнях и, таким образом создавать ситуацию, когда пациент стоит в центре проблемы.  Нельзя сводить участие пациентов к только выработке политики в области здравоохранения, но необходимо привлекать пациентов, например, к решению вопросов социальной политики, что, в конечном итоге, окажет влияние на жизнь пациентов.

См. заявление IAPO на https://www.iapo.org.

4. Доступ и поддержка

Пациенты должны иметь право пользоваться услугами здравоохранения, отвечающими  состоянию их здоровья. Это подразумевает доступ к безопасным, качественным и соответствующим состоянию пациентов услугам, лечению, превентивной терапии и оздоровительным мероприятиям. Необходимо, чтобы  все пациенты имели доступ к необходимым им услугам независимо от их состояния и социально-экономического статуса. Для того чтобы пациенты могли достигнуть наилучшего качества жизни,  система здравоохранения должна отвечать на эмоциональные запросы пациентов и принимать во внимание не связанные со здравоохранением факторы, такие как образование, занятость и вопросы семьи, что оказывает влияние на выбор пациента и его поведение.

5. Информация

Точная, существенная и доступная информация важна для того, чтобы пациенты и те, кто за ними ухаживает, могли сделать ответственный  выбор лечения и жизни с болезнью. Информация должна преподноситься пациентам  в соответствующем формате, учитывая уровень грамотности, состояние, язык, возраст, понимание, способности и культуру.

См. заявление IAPO на www.patientsorganizations.org/healthliteracy.

Для создания пациент центрированного здравоохранения на всех уровнях и во всех странах Международный Альянс Пациентских Организаций  (IAPO) призывает политиков, профессионалов здравоохранения, тех, кто предоставляет услуги, связанную со здравоохранением промышленность поддержать эти Пять Принципов и поставить их в центр политики и практики. Мы призывам все заинтересованные стороны создать необходимые структуры, привлечь достаточные ресурсы и обучение и обеспечить выполнение принципов, приведенных в данной декларации.