Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь разряды местоимений как они изменяются как местоимения употребляются в речи
Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь
Следуй по шагам: сначала изучи теорию, затем выполни задания, а после проверь себя.
Глаголы несовершенного вида обозначают действие длительное, постоянное или повторяющееся и отвечают на вопрос что делать?: рисовать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие законченное, доведённое до результата или какого-нибудь предела и отвечают на вопрос что сделать?: нарисовать.
Выделяют следующие способы образования видовых пар глагола:
1. суффиксальный: выращивать – вырастить;
2. приставочный: делать – сделать;
3. приставочно-суффиксальный: ронять – уронить;
4. супплетивный: говорить – сказать;
5. с помощью мены места ударения: насыпа́ть – насы́пать.
Как ты думаешь, каким было декоративно-прикладное творчество коми? Прочитай текст.
Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала на бескрайних просторах северной тайги живёт трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Художественная обработка дерева и берёсты, узорное ткачество, вязание, обработка меха и кости отражают богатый духовный мир народа коми, его тесную непосредственную связь с окружающей природой. В творчестве народа коми, жизнь которого испокон веков была связана с лесом, дерево играло ведущую роль. Коми мастера хорошо знали свойства различных древесных пород, умело использовали их при создании обиходных вещей и сооружений.
Берёста (сюмöд), легкий, красивый, легко поддающийся обработке материал, был неизменным в создании бытовых вещей, особенно различного рода сосудов. Украшение берестяных туесов коми довольно просто: декоративную роль играли верхний и нижний венчики цилиндра, а также боковой шов. Применяли и теснение на бересте. Тот или иной орнамент вырезали на костяном или металлическом штампе, а затем выбивали этим штампом узор – орнаментированные полосы из однообразных фигур — на берёсте. Встречаются туеса, по всему полю которых расчерчена сетка, имитирующая плетение.
Другой вид обработки бересты плетение. В быту коми широкое распространение имели заплечная сумка – пестерь, наплечная сумка – пещерка, плетёный сосуд – куд, солонки, которым придавались формы бутылки, водоплавающей птицы, животного на ножках и т.д.
Определи разряд выделенных местоимений: Перейти
Прочитай текст и выполни задания.
Обработка меха получила наибольшее развитие у северной группы коми – ижемцев. Коми-оленеводы применяли шкуры оленей не только для изготовления одежды и обуви, но и для устройства чумов, производства упряжи, сумок и других бытовых вещей. Обработкой шкур оленей и шитьем одежды занимались женщины, этому они обучались с самого детства. Девушка до замужества должна была изготовить приданое: малицу, пимы, сумки.
Заполни пропуски схемы, которая поможет тебе определять вид глагола.
Что делать? =…
… = совершенный вид
Перейти
Раньше рукавицы не покупали – их вязали умелые руки мастериц. В конце 19 – начале 20 веков узорное вязание на спицах было одним из самых распостранённых видов традицицонного искусства коми. Для изготовления (рукавицы) и (чулки) брали овечью шерсть, иногда — лён.
В орнаменации вязаных изделий различных территорий республики имеются свои особенности.
Например, на Удоре будничные рукавицы украшались сетчатыми узорами из простых геометрических узоров: точек, квадратиков, крестиков, изредка треугольников (рисунок 1).
Выходные рукавицы вывязывались сетчатыми узорами из сложных геометрических мотивовли окаймлёнными симметричными бордюрами (рисунок 2).
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Среди чулок различаются женские, мужские и подростковые. Среднесысольская разновидность узорного вязания женских чулок заключается в следующем. В верхней части располагается широкий окаймленный с обеих сторон бордюр из диагонально-геометрических мотивов. Низ в большинстве случаев украшается сетчатым узором из простых геометрических мотивов: горизонтальных зигзагов, зигзагов на поперечине, диагональных полосок) (рисунок 3).
По Г. Климовой
1. Подбери к выделенным глаголам видовую пару: Перейти
2. Раскрой скобки: Перейти
Найди ошибки, которые допустил ученик в употреблении вида глагола.
1. Наибольшее развитие у мастеров коми получила объёмная резьба из древесного нароста (капа, сувеля). Братины, чаши, ковши, солонки, выполненные в виде птиц и зверей, стали наиболее популярными изделиями из капа. Трудно находить два одинаковых изделия: каждое из них неповторимо.
2. Ткачество в Республике Коми имеет давние традиции. Необычные техники ткачества использовались в изготовлении национальных костюмов, полотенец, салфеток. Наибольшее распространение в быту получили тканые половики. Они отличаются насыщенной цветовой гаммой и игрой цветных полос и квадратов. Вот бы такие завтра покупать в магазине!
3. Ивовые прутья (лоза) и сосновый корень — настоящий чудо-материал. Из гибких, очищенных прутьев ивы мастера плетут корзины, вазы, сухарницы, различные комплекты дачной мебели, панно и многое другое. Изделия из соснового корня необычайно красивы и долговечны. Так и хочется покласть в такую вазочку вкусные конфеты.
1. Исправь ошибки: Перейти
2. Вспомните всей семьёй декоративно-прикладное творчество вашего народа.
Ответь на вопросы: