Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь что такое фразеологические обороты; с какой целью они употребляются в речи.
Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь
Следуй по шагам: сначала изучи теорию, затем выполни задания, а после проверь себя.
Как на твоей родине встречают весну? Прочитай текст.
Масленица — древний языческий праздник, олицетворяющий окончание холодной зимы и начало долгожданной весны. До крещения Руси она отмечалась в период весеннего равноденствия, когда световой день полноправно отнимал у ночи свои права.
Блины в эти дни пекли не просто так: круглое горячее лакомство прославляло весеннее солнце, которое все ярче светило и радовало теплыми лучами.
Главный масленичный обряд язычников — сжигание чучела. Предавая огню соломенную Зимушку, древние люди (уверили, верили), что так холода быстрее отступят, а весна придет вовремя и поможет вырастить богатый урожай. Чучело мастерили из соломы и тряпок, (одевали, надевали) в женские сарафаны, разукрашивали и усаживали на кол. Символ зимы несли через все село, а потом радостно сжигали на костре, а пеплом освящали землю. Иногда вместо сжигания его опускали в прорубь или символично разрывали на мелкие части, посыпая соломой поля.
Главное значение древней Масленицы — освятить землю, попросить у духов умерших и у богов хорошего урожая в грядущем году. Для язычников Богом была сама природа, поэтому они приносили ей жертвы и старались всячески задобрить (высшие, высокие) силы.
С приходом христианства Масленица обрела еще одно значение — она стала предвестницей Великого поста и получила название Сырная седмица.
1. Выбери слово: Перейти
2. Найди правильную транскрипцию слов: Перейти
3. Как правильно сказать?*
Предавая огню соломенную Зимушку, древние люди (уверили, верили), что так холода быстрее отступят.
4. Ты, наверное, знаешь выражение не всё коту масленица? Что оно означает? Как называются такие выражения?
Знаешь ли ты, что каждый день масленичной недели был посвящён особым ритуалам? Прочитай текст.
В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Вторник назывался «заигрыш». С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой.
Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.
Среду называют «лакомкой». Главная традиция третьего дня — угощение блинами зятьёв. Тещи должны сытно накормить мужей своих дочерей, а чтобы развеселить их во время трапезы, в дом приглашают и других родственников.
На четверг — разгул — приходилась середина игр и веселья.
В пятницу с ответным визитом к зятьям собираются тещи на «тёщины вечёрки». В этот день матери лакомятся блинами в доме дочерей и хвалят зятьёв.
Суббота в масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье — «прощёное воскресенье» — самый главный день Масленицы. В этот день все верующие и те, кто просто почитает народные праздники, просят друг у друга прощения, получая в ответ традиционную фразу: «Бог простит».
Зять – муж дочери. Тёща – мать жены. Золо́вка – сестра мужа.
1. Выполни тест: Перейти
2. Определи значения фразеологических оборотов со словом «блин»: Перейти
3. Ты уже догадался, как произошло выражение «к тёще на блины»? Расскажи об этом своей семье.
Первый блин комом
Любимым развлечением в Масленицу было взятие снежного городка. Именно так называется картина русского художника Василия Ивановича Сурикова. Прочитай текст.
В Сибири в последний день масленой недели часам к трем около снежного городка собиралась большая толпа нарядных празднично одетых людей. К этому времени деревенские умельцы уже сооружали из снега массивные стены с зубцами и ворота, верхняя перекладина которых украшалась снежными лепными фигурами людей и коней. У ворот вылепливались пушки, а позади ворот из снега делали праздничный стол с угощением из снега. Играющие делились на защитников крепости и нападающих.
Особый распорядитель объезжал на коне городок, произносил шуточные стихи, посвященные Масленице. Неожиданно он прерывал свою речь и подавал знак к бою. Осаждающие стремительно бросались на приступ, а защитники крепости не давали приблизиться всадникам к стене: пугали лошадей трещотками, стегали их хворостинами и мётлами. Кони шарахались в стороны, люди кричали, смеялись. Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник, пробившись через толпу, не врывался в ворота городка. Победителя качали, купали в снегу, угощали.
На картине художник написал кульминационный момент, когда первый всадник пробился к снежным воротам. Его небольшая крепкая лошадка на полном скаку грудью проламывает снежные ворота, а лихой наездник сильным ударом руки сшибает с перекладины снежного коня. За ним скачет второй всадник, третий.
Художнику хотелось передать впечатление своеобразие сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи.
1. Выдели в тексте синонимы: Перейти
2. Назови фразеологизмы с данными словами. Что они означают? Перейти
Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Этим пользуются художники слова и создают шуточные стихотворения. Прочитай одно из них.
Как работает слово
1. Найди фразеологизмы, использованные в стихотворении. Что они означают?
2. Вспомните всей семьёй, какие выражения используются в твоём языке, чтобы назвать болтуна, лентяя, храбреца.
Замени фразеологизмы одним словом: Перейти
Определи значение фразеологизма: Перейти
Распределите фразеологизмы по роду занятий: Перейти
Составьте пары фразеологизмов-антонимов: Перейти
Соедини попарно фразеологизмы-синонимы: Перейти
Ответь на вопросы: